ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ КНИГА "3 СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ" СТАТЬИ МЕДИА Аюрведические секреты красоты

Деньги

 

Веды, как всегда, дают очень глубокий и мудрый взгляд на вопрос материального благополучия. Важны ли деньги? И да, и нет.

Начнем с того, что человек живет силой своего благочестия, а не денег. Накопленное благочестие реализуется в жизни в виде:

- Денег

- Знаний

- Здоровья

- Любви.

При этом, все благочестие копится в одном главном сосуде; а четыре под-сосуда являются сообщающимися, то есть, выигрывая миллион в лотерею, мы вдруг теряем здоровье или семью; часто, приобретая знания, имеем не так много денег и т.д. Благочестие зарабатывается 4-мя видами деятельности:

- Аскезой

- Молитвой

- Пожертвованием

- Служением другим людям (выполнением долга).

То, что мы имеем сегодня, - прямой результат того, что мы делали вчера. Если мы растрачивали свое благочестие в удовольствиях, вместо занятий аскезами; недостаточно служили другим людям; не делали пожертвований и не устанавливали отношений с Высшим принципом бытия, то, вероятно, сейчас у нас нет счета в банке, а возможно, и самого необходимого. Бедность в Ведах считается неблагоприятной, плохой кармой, показателем того, что человек не выполнял в прошлом свой долг, не делал пожертвований, прямо указывает на такое качество в характере, как жадность.

Согласно четырем целям жизни, любой человек на пути эволюционного развития проходит такой путь:

- Выполнение своего долга (дхарма)

- Приходящее с выполненным долгом Богатство (от слова «Бог», то есть полнота жизни, или ардха)

- Наслаждение материальным миром (кама)

- Понимание бренности материального и отказ от него (мокша, освобождение).

То есть, не пройдя путь материального процветания, человек не достигает и освобождения. Процветание же возможно только тогда, когда человек выполняет свой долг, то есть соблюдает общечеловеческие ценности, служит своей семье и обществу, занимается деятельностью согласно своей природе. Так, постепенно, он становится уважаемым в обществе, у него появляются сначала друзья, а потом и деньги. Проявляя аскетизм и делая пожертвования, он приумножает свое богатство.

Сами деньги считаются плотным видом энергии. Они приобретают хорошую или плохую окраску только в зависимости от того, как используются: можно направить сумму денег в прожигание жизни, а можно в помощь другим и созидание. Более благоприятно, когда во взаимоотношениях с людьми происходит приблизительно равный обмен энергий, иначе один становится кармическим должником другого. Например, часто родственниками становятся люди, имеющие денежные долги по отношению друг к другу в прошлой жизни. Теперь  они вынуждены их отрабатывать. Чтобы этого не происходило, за все услуги, которые вы получаете от других людей, важно их хорошо благодарить материальными пожертвованиями. Часто современный человек, получая духовную поддержку, забывает благодарить материально, что также неблагоприятно. Считается, что, если, например, мы скачиваем бесплатно какие-то материалы учителей, мы должны что-то им все же перечислить, а если получаем моральную поддержку от кого-то, нужно также отблагодарить этого человека подарком.

Итак, мы выяснили, что сами деньги, если правильно используются, являются скорее благом, чем вредом, так как по сути являются энергией. Но: вредом является излишняя привязанность к ним, как и к любым материальным проявлениям в жизни.

«Мы имеем право обладать только тем, к чему не привязаны».

«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа

и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем,

что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни

на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит».

Шри Ишопанишад

Излишняя привязанность к деньгам называется жадностью. Жадный человек не бывает богатым. Он начинает размышлять о деньгах, слишком боится расстаться с ними, переживает за завтрашний день, в его сердце живет страх. Это говорит лишь о том, что он привязан не к выполнению своего долга, а к плодам, к результату. Привязанность к плодам – есть рабство, говорят Веды. Свобода – в выполнении своего долга без привязанности к результату.

Однако, в Высшей бухгалтерии выполняющий свой долг не может остаться без своего вознаграждения. Оно приходит к нему, даже если не очень ему и нужно. «Я лично забочусь о преданных мне», - говорит Бог в Бхагават-Гите.

Есть два вида богатых людей:

- Щедрые и благочестивые люди, они приумножают свое благочестие правильными делами и пожертвованиями;

- И жадные и не слишком благочестивые, они «прожигают» свой остаток благочестия в богатстве, и в дальнейшем отправляются на низшие планеты.

Три вида бедных:

- Жадные и неблагочестивые;

- Аскеты, удалившиеся от материальной деятельности и живущие на пожертвования (у них нет общественных долгов и они 100% времени заняты духовной деятельностью);

- Те, кому «хватает» на самое необходимое, но большого богатства нет. Часто это означает, что душа воплотилась для духовной деятельности и не нуждается в больших материальных благах. Такие люди не очень думают о материальном, щедры и деньги всегда приходят к ним в том количестве, которое им сейчас необходимо.

Самый простой способ повысить уровень жизни – выполнять долг перед обществом и семьей и делать пожертвования на правильное развитие общества. Есть и небольшие «хитрости» того, что любит богиня процветания Лакшми: содержать дом в чистоте, украшать и баловать жену, уважительно относиться к мужу (вообще жена считается воплощенной Лакшми, а муж – воплощенным благочестием жены), уважительно относиться к деньгам и хранить их только в кошельке, отдавать на благотворительность десятую часть дохода. Раздоры, грубая речь, грязь, скупость, равнодушие к другим, жизнь для себя, пренебрежение долгом перед женой и мужем, - немедленно изгоняют Лакшми из дома. 

Бедный человек всегда уверен: чтобы больше зарабатывать, нужно больше тяжелого изнуряющего труда; богатый человек считает, что богатство связано не с количеством, но с качеством труда: нужно учиться более эффективно удовлетворять потребности людей, используя свои таланты.

В целом, остается неизменным мудрый принцип Вед: выполнение своего долга в материальном мире без внутренней привязанности.