Веды дают такое определение ума: ум – это наши мысли, эмоции и желания.
Вспомним тонкое строение человека:
Главенствующая роль принадлежит Сверхдуше (Параматме) – представительству Бога в сердце человека; Сверхдуша способна связываться с разумом человека (Буддхи); разум способен контролировать мысль; мысль контролирует эмоцию; мысль и эмоция тесно связаны с энергией (Праной) человека; энергия тесно связана с физическим телом.
Все элементы структуры находятся в постоянном взаимодействии, влияя и обуславливая друг друга, особенно соседние. Как мы видим, ум находится в центре структуры, связывая материальную природу человека и духовную. Ум будет определять качество мысли, эмоции, энергии и физического тела. И наоборот, на ум сильно влияют чувства, качество праны (энергии) человека, физиологические и нервные процессы.
С высших структур на ум идет влияние разума, который способен контролировать ум, а также ум может попасть под контроль ложного эго. В случае влияния на ум разума, принимающего сигналы от Сверхдуши, мы получаем одухотворенный, очищенный ум, в котором преобладают идеи единства; в случае влияния ложного эго, ум впадает в иллюзию собственной отделенности, а вследствие этого, корысти и эгоизма. Ложное эго потому и названо ложным, что оно создается иллюзорным представлением о своей отделенности от окружающего мира. Человек может в момент времени управляться либо Сверхдушой, либо ложным эго. Не бывает так, чтобы влияние этих двух гигантов на человека (его ум) шло одновременно.
То, что мы называем тем или иным человеком, чаще всего, является его умом. Веды утверждают, что мы живем целиком и полностью в своем уме. Действительно:
- Мы воспринимаем окружающий мир через чувства познания (слух, осязание, зрение, обоняние и вкус), которые являются атрибутами ума.
- Мы действуем в окружающем нас мире с помощью органа речи, рук, ног, ануса и гениталий, активность которых также зависит от ума.
- За внутреннее восприятие, например, нашего организма, отвечает сам ум, работая в этом случае как шестое чувство.
Поскольку мы полностью находимся внутри своего ума, то, если мы совершаем плохие поступки, ум оскверняется, и восприятие мира сильно меняется. Страдание в этом случае играет роль очищающего от осквернений фактора. Также очищением может быть раскаяние, то есть изменение сознания, понимание настоящей природы вещей.
Святой человек - это тот, на чей ум влияет только Сверхдуша, его ум не испытывает влияния ложного эго совсем. Такой ум чист и прозрачен, он направлен на чистое восприятие реальности. У обычных же людей восприятие реальности происходит через фильтр ума, испытывающего влияние ложного эго, и такой ум связан с прошлыми поступками самого человека.
Связь ума с прошлыми поступками – это и есть карма. Поступки записываются в тонком теле ума человека, вынуждая его переживать определенные вещи в будущем. Цель такого действа всего лишь одна: дать возможность, пройдя через опыт, получить уроки, сделать выводы. То есть, донести опыт ума в разум. Так разум человека крепнет, расширяется.
Чистый ум делает жизнь человека чистой, уравновешенной, счастливой. Нечистый ум наполняет жизнь беспокойством и страданием.
Если бы было так просто очистить свой ум, то все люди были бы святыми личностями. Однако, ум - это причина нашей обусловленности в этом мире, поскольку он связан огромным количеством факторов, привязывающих нас к материальной природе. Он связан с нашим прошлым уже имеющимися самскарами, имеет обусловленное будущее за счет бидж, и постоянно испытывает влияние трех гун материальной природы, чувств, нервной системы, праны и физиологии человека.
Давайте рассмотрим подробнее эти обуславливающие факторы.
1. Итак, во-первых, это опыт прошлого, которое откладывается в уме человека в виде самскар – умственных впечатлений, которые должны быть пережиты. Говорится, что карма мужчины приходит к нему в виде внешних обстоятельств, а к женщине – в виде вплывающих в ее уме эмоций. И то, и другое является самскарами, умственными впечатлениями, которые мы когда-то создали своими прошлыми мыслями и поступками. От нас, прежде всего, требуется осознание их наличия и пристальное их рассмотрение. При правильном подходе, мы смотрим на то, что происходит с нами, в полном сознании и внимании, проживая этот опыт, но не растворяясь в нем. В какой-то момент мы можем увидеть: это обстоятельство, эта эмоция не есть Я. Это мое прошлое, но не настоящее. Мы как бы поднимаемся выше. Тогда она уходит, а наш урок пройден.
Человек, стремящийся очистить свой ум для прогресса на всех уровнях и более чистого видения, выполняет медитативные практики, в процессе которых наблюдает и осознает всплывающие самскары, и таким образом избавляется от них. В итоге ум должен стать как чистое гладкое озеро без ряби.
Всегда полезно помнить, что мир, который нас окружает, - это проекция нашего ума, картина, сложившаяся из мозаики прошлого опыта. Если мы видим чистый мир - таков наш ум; если мы замечаем какие-то беспокойства во внешнем мире - это состояние нашего ума на данный момент.
2. Затем, обуславливающие значение на ум имеют семена желаний (Биджи), которые непременно должны быть осуществлены. В Ведах сказано, что все наши желания обречены исполниться, вопрос только во времени исполнения. Даже если нам уже это не нужно, все наши прошлые желания постоянно исполняются, формируя скатерть окружающих нас событий. Секрет развития в том, чтобы принимать все то, что способствует нашей эволюции, и отвергать исполнение тех желаний, которые ему мешают.
Желания склонны вспыхивать в уме, не подконтрольном разуму. Разумная жизнь означает жизнь, посвященная цели, духовной или благостной. Если нет высокой цели, возникает много желаний. Желания обрекают душу на новые и новые рождения, чтобы все они могли осуществиться. Желания – фактически, это плен ума, в который попадает душа. Действия, совершаемые не из желания, но из осознания своего долга, своей высокой цели и любви, - освобождают душу, и человек впервые в своей жизни начинает дышать свободно. Наличие желаний, с которыми человек не может справиться, - это признак недостаточной силы разума. На то, какие именно желания у нас возникают, влияет и качество нашей праны.
3. Влияние энергии (Праны) на ум. Тонкое тело ума распределяет прану по нашему организму не всегда одинаково. Это зависит от образа жизни и мировоззрения человека. Так, например, в зависимости от мировоззрения человека, бывает преобладание концентрации праны в верхних психических центрах, средних или в нижних. Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, в основном концентрируется в голове и в области сердца, то такого человека называют благостным. Если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сильно сосредоточена в области живота, то человек склонен к страсти. И если прана, под влиянием возникающих в уме желаний, сконцентрирована в основном в нижних центрах, то человек имеет грязный ум, грязные помыслы и находится в невежестве.
Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые омрачения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.
Перераспределением праны в теле занимается хатха-йога, а также практика пранаямы и мантраяны. Важность способности управления своей праной и способности ума к концентрации трудно переоценить. Мы имеем такую жизнь, какая энергия у нас преобладает, и становимся тем, о чем думаем. Притча: один очень религиозный священник ежедневно молился перед своим окном, в то время, как падшая женщина напротив принимала мужчин. Каждый день она думала: "Какой святой, возвышенный, религиозный человек, а я никуда не гожусь". И каждый день он думал: "Какая падшая, греховная женщина". Они умерли в один день, но священник попал в ад, а женщина - в рай. Священник спросил у Бога: " Но как так может быть? Я так много молился". И Бог ответил ему: "Ты молился, но думал ты плохо, ты концентрировался на грехе, а эта женщина - на возвышенном!" Способность к концентрации на возвышенных аспектах жизни важна, и в Ведах говорится, что мы становимся в следующей жизни тем, о чем думаем в последний момент в этой. Также то, в какой мир мы попадем, зависит от того, какая у нас энергия: благости, страсти или невежества.
Йог, владеющий собственной праной и чувствами, направляет все чувства внутрь себя, сосредотачивает прану в области макушки, ум же концентрирует в области сердца. Так он погружается в Самадхи. В момент смерти йог сознательно направляет прану в межбровье, а ум концентрирует на Господе; сосредоточившись таким образом, он после смерти достигает духовного мира.
Управлять умом очень и очень трудно непосредственно, проще делать это через контроль праны. Способность же к концентрации тренируется повторяющимся навыком, так действует, например, мантраяна или концентрация на каком-либо объекте.
Упрощенные практики контроля ума с помощью контроля праны мы часто наблюдаем вокруг себя: «дыши глубже, чтобы успокоиться», «поспи, и все пройдет». Действительно, через физическое тело и особенно его расслабление, через управление дыханием мы можем успокоить ум, чтобы дальше более эффективно управлять им. Также, зная о трех гунах невежества, страсти и благости, мы можем сознательно выходить из-под влияния гуны невежества и страсти и переходить под влияние гуны благости, хотя бы просто выполняя саттвичный режим дня. О том, как улучшить свою энергию, многое сказано в 1 разделе "Физическое, энергетическое развитие". Когда мы окажемся под влиянием благости (Саттвы), жизнь автоматически начнет меняться к лучшему, так как наш ум будет более светлым и чистым.
Влияние энергии на ум столь велико, что, пообщавшись с людьми в определенной энергии, например, страсти, мы можем также попасть под ее влияние, и в наш ум приходят чуждые ранее идеи, сильные желания. Желания могут прийти даже не из ума какого-то человека, а из места, в котором мы находимся (места также попадают под влияние одной из гун материальной природы).
4. Влияние чувств, нервной системы, физиологии человека на его ум. Здесь принцип легко понятен: за счет органов чувств, ум постоянно воспринимает информацию, которая его обуславливает. Существует современная притча о преданном Господа, приехавшим в паломничество на реку Ганга и случайно начавшим тонуть. Когда его спасли и спросили, о чем он думал в последний момент, к своему стыду он признался, что думал о стиральном порошке, который видел в рекламе. Вот в чем кроется коварство нашего ума и важность выбора информации.
Итак, эти четыре фактора говорят о том, что ум человека не может быть совершенным механизмом. Он легко поменяет свои идеи в зависимости от влияний жары или холода, всплывающих в уме эмоций или желаний. Также следует знать, что ум имеет свойство концентрироваться только на том, что ему знакомо, или на что он нацелен на данный момент. Из всего потока реальности он видит лишь один. Поэтому, сильно работающий ум закрывает интуицию, озарение и предвидение - функции Сверхдуши. Поэтому оставить свой ум без присмотра - это все равно, что выпустить голодного зверя из клетки.
Зная о коварном механизме ума, святые всегда держат ум под строжайшим наблюдением разума. Например, если святой принял целибат, то он не станет смотреть на красивую девушку, чтобы не возбуждать свои чувства. Таким же правилом руководствуются не святые, но здравомыслящие люди: не смотрят телевизор, чтобы не возбуждать ненужных волнений и желаний, не размышляют о чужих успехах или неуспехах и т.д. Умом должен руководить сильный разум, а разум - это следование целям и высшим принципам бытия. Разум предполагает, что внимание уделяется разумной цели, а не пустой умственной жвачке.
Ум сравнивается с обезьяной: он всегда скачет, всегда готов сыграть с нами шутку. Именно поэтому древние мудрецы предпочитали никогда не доверять своему уму, а пользоваться тремя критериями здравомыслия (разумности):
- Заветами предков, изложенных в священных писаниях;
- Советом компетентного человека;
- Собственным опытом.
Лишь приведя эти три критерия к общему знаменателю, можно сделать вывод о чем-либо. Выводы же, сделанные только на основе своего ума, называются самомнением и ведут к многочисленным ошибкам, которые трудно потом исправлять. Говорят, что мудрец - это тот, кто принимает решения на основе Вед (священных писаний), а глупец - тот, кто принимает решения на основе собственного ума. Три критерия разумности помогают действовать максимально эффективно в этом мире.
Таким образом, человек, понимающий свою истинную природу, никогда не поставит ум во главе своей жизни. Во главу он поставит Сверхдушу и разум, а уму отведет регулирующую, посредническую функцию. Помня о зависимости ума от материальной природы, следует позаботиться о том, чтобы она помогала, а не препятствовала очищать ум, то есть жить по законам благости, поднимать энергию вверх занятиями йогой, тщательно выбирать информацию и свое окружение.
Обычно ум боится, что у него отберут его первенство, и начинает изо всех сил сопротивляться. Преодолев уровень ума, человек преодолевает и уровень ложного эго, а это дается очень недешево. Если будет удаваться постепенно очищать ум, то будет увеличиваться и способность к успокоению ума, что будет поднимать человека все выше к уровню разума и Сверхдуши, на уровень свободы духа и интуиции. Человек приобретает гораздо больше, чем он мог представить себе с уровня ума.
Подводя итог, напомним, что наиболее важно для очищения ума:
- Развивать способность к концентрации на возвышенных вещах;
- Пользоваться не самомнением, а тремя критериями здравомыслия;
- Поставить высокую цель жизни, высокие стандарты и следовать им (укрепляя разум);
- Максимально переводить свою жизнь под влияние гуны благости (саттвы);
- Очищать прану и направлять ее в высшие психические центры;
- Всплывающие в уме впечатления и эмоции рассматривать как преходящие и стремиться максимально осознавать их как привет из прошлого, стараться услышать то, что они пытаются донести;
- Помнить, что как мыслим, так и живем: если в уме всплывают сорняки, нужно немедленно пропалывать их;
- Постепенно делать ум спокойным, как чистое озеро (это вскоре даст потрясающую интуицию и качество жизни на порядок выше, в том числе и скорость и качество интеллекта);
- Постоянное памятование об истинной природе вещей, о своей духовной природе и Боге.