"Ведические писания постоянно говорят о неоценимой пользе духовного наставничества. Утверждается, что тысяча жизней, прожитых без общения с одухотворённым человеком, не стоит и минуты, проведённой с ним. Всевышний есть Любовь, и только тот, кто познал Его как Любовь, может учить других о Прародителе и о Его законах. «Стань совершенным сам, а потом учи других», — советуют знающие люди.
При этом основной, глубинной задачей учителя является не простое поощрение или возбуждение существующих в ученике умственных или каких-либо иных способностей, а передача ученику духовной силы: чтобы оживить дух, побуждение должно исходить от другой души и ниоткуда больше. Этот одухотворяющий толчок невозможно извлечь из книг, так как их изучение может сделать человека всего лишь умным, научить его разумно и последовательно излагать мысли, в том числе и о духовности. Но когда дело доходит до повседневной жизни, начитанность и информированность мало помогают, и человек оказывается полностью несостоятельным в своих поступках и в отношениях к происходящему.
Истинного учителя отличает знание самого духа Свещенных писаний, а не исследование их с помощью грамматики, этимологии и философии; учитель позволяющий своему уму увлечься подобными исследованиями, утрачивает дух Учения. Та душа, из которой исходит высокое духовное побуждение — человек, непосредственно передающий другому животворную силу Любви, и есть Истинный Учитель (ведун). Его долг состоит в определении способов, с помощью которых ученик сможет сосредоточить свой ум на Всевышнем.
Ведические писания перечисляют шесть признаков Учителя.
Здравомыслящий человек, которого не выводят из равновесия:
- запросы ума
- желание говорить
- вспышки гнева
- не уступающий требованиям языка
- желудка
- половых органов — достоин учить людей по всему свету.
Несмотря на кажущуюся простоту соблюдения указанных условий, обретение этих качеств — не с помощью волевого усилия, а путём глубинного одухотворения всего естества — очень трудная задача. Человек, осуществивший эти условия, уже не может прельститься преходящими мирскими радостями; он познал высшее, духовное состояние — произошла замена худшего на лучшее.
В писаниях человек, душевные силы и отправления тела которого целиком находятся под пятой неуёмных страстей, уподобляется куче сырых дров, противящихся огню духовному и упорно не желающих гореть. Посему требуется принести со стороны «сухих дровишек» и зажечь их: горя, они постепенно просушат сырые дрова, которые рано или поздно воспламенятся вместе с ними. «Сухих дровишек» на растопку можно взять лишь у того, у кого они есть, то есть у ведуна.
Лжеучителя в лучшем случае способны выдать информацию на уровне ума, в худшем — ввести в погибельное заблуждение.
Ведические писания говорят, что глупцы, живущие в темноте, считающие себя мудрыми, хвастающие своей безполезной информированностью, ходят, подобно слепым, которых ведут слепые. К сожалению, мир полон таких людей: каждый нищий желал бы дарить миллионы, а всякий невежда — быть учителем. Но насколько нищий — миллионер, настолько невежа — учитель. В нынешнее время многие люди не принимают здравого учения и избирают себе учителей, которые потакают их прихотям.
Выбор духовного учителя может оказаться решающим в вашей жизни. Так будьте же бдительны! Помните, что истинный Учитель должен обладать всеми качествами Знания".
Ведагор, "Славянский именослов"
Также необходимо знать, что в нашу эпоху железного века, "Кали-югу", совершенных учителей - единицы. Большее же количество учителей имеют определенные несовершенства, которые, однако, не означают, что учитель не может обучить чему-то важному. По большому счету, вся Вселенная, каждый человек и каждое обстоятельство для нас - учитель. И тех, кто пытается нести знание в наше непростое время, нужно обязательно ценить.