ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ КНИГА "3 СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ" СТАТЬИ МЕДИА Аюрведические секреты красоты

Пристрастия

Назовем пристрастиями такое удовлетворение чувств, которое не ­идет нам на пользу. Пристрастие противоположно аскезе. Аскеза – это то, что не наслаждает тело, но полезно духу. Пристрастие – то, что наслаждает тело, грубое или тонкое, но при этом, наоборот, не полезно духу.

Парамахамса Йогананда говорит: «В получении удовольствия от удовлетворения чувств нет ничего плохого, если это не вредит телу и духу». В «Хатха-йоге Прадипике» читаем: «Тот, кто ест или спит слишком мало или слишком много, никогда не достигнет успеха в йоге». Таким образом, великие йоги не призывают нас полностью отказаться от сна, еды и другой деятельности по удовлетворению чувств и потребностей, напротив, подчеркивается, что излишний аскетизм не полезен ни телу, ни тонкому телу, ни духу, вызывая дисгармонию и не способствуя эволюционному прогрессу. Человек должен развиваться гармонично, это значит, жить в соответствии со своим уровнем развития. То есть, какой-то необходимый минимальный уровень удовлетворения чувств нужен. При этом, должны соблюдаться два условия:

- Чувства должны удовлетворяться правильно, в меру, в благости, из чувства долга, в соответствии со священными писаниями. Это материальная деятельность в благости.

- Привязанность к деятельности чувств уменьшается с увеличением духовной практики и мудрости. Чем больше духовность, тем выше степень свободы человека. Большая свобода это всегда возможность выбора, удовлетворять или нет то или иное побуждение. Уже не ум, не желания правят человеком,  а его воля, разум, дух. Скажем так, если раньше автомобиль двигался туда, куда его заносила дорога и очередной поворот, то теперь просыпается водитель и начинает осознанно управлять автомобилем. При этом, он ухаживает за ним, моет, заправляет, ремонтирует, а как иначе. Это уже духовная платформа.

Итак, вредит не удовлетворение чувств, а привязанность к ним, попытка извлечь счастье из материальной деятельности, что заранее обречено на провал и страдания в будущем.

Сейчас же мир охватила именно эта крайность – избыточное удовлетворение потребностей тела и ума, грубые и тонкие наслаждения сверх необходимой меры.

Давайте посмотрим, в чем опасность этой проблемы? Почему привязанность к любой материальной деятельности несет страдания?

Учение йоги объясняет, что вся энергия, которая есть у человека, спит в его копчике и там  накапливается. Когда человек развивается, эта энергия поднимается вверх, пробуждая все более высокие энергоцентры (чакры). Чем выше находится энергоцентр (чакра), тем более тонкое удовольствие, счастье испытывает человек, тем более он способен осознавать происходящее с ним и в окружающем мире. Тем более он свободен в управлении своим настроением, своей жизнью, тем более он бескорыстен и чуток к другим людям. На нижних энергетических центрах жизнь превращается в борьбу, а то и просто пытку. Болезни, конфликты, недовольство, неудовлетворенность собой и своей жизнью, страх, апатия, депрессия, горе, жажда наживы, гнев, зависимости разного рода – все это говорит о том, что жизненная энергия концентрируется в нижних центрах человека и обуславливает его. Почувствуйте другое настроение верхних чакр: здоровье, умиротворение, энтузиазм, вдохновение, понимание, взаимопомощь, любовь, единство, радость, мир, блаженство…

Что же нужно, чтобы начать жить таких высоких вибрациях? Нужна энергия, которая, как мы сказали, изначально находится в копчике (и потому ее часто называют сексуальной – на  самом деле, это нейтральная энергия, которая может стать сексуальной, если выйдет через нижний центр); и второе, нужно, чтобы она поднялась вверх, пробудив верхние центры.

Но если мы всю энергию расходуем внизу, то, увы, нечему подниматься вверх. Представим по аналогии с вазой, в которой налита вода. Если внизу вазы будут дырочки, то вода все время будет утекать из нее, не доходя до верха. Именно так и действуют наши пристрастия: они нашу энергию «выливают» из нижних энергоцентров, не позволяя ей подниматься вверх, делая нас подлинными людьми.

Итак, проблема избыточного удовлетворения чувств заключается в том, что мы лишаемся необходимой энергии для эволюционного развития. И, поскольку мы лишаемся таким образом высоких истинных вибраций счастья, мы начинаем искать более «дешевые» способы счастья, снова теряя энергию внизу. Так образуется порочный круг, в котором душа может находиться из жизни в жизнь.

Рассмотрим возможные варианты потери энергии с позиции семи чакр.

1. На уровне чакры муладхара: привязанность к сексу, чрезмерные половые отношения; страхи любого рода; стремление к борьбе за выживание; конфликтность, раздражение, гнев и обида; оскорбления, критика; депрессия; прием интоксикаций; причинение вреда себе или окружающему миру и людям (насилие). При проработке появляется гармония с окружающей природой, миром. Метод проработки: культивация ненасилия во всех формах.

2. Свадхистана: привязанность к комфорту, уюту; роскошной жизни; красивым вещам; своему телу; эмоциям; к получению внимания от противоположного пола; апатия. При проработке появляется радость, энергичность. Метод проработки – аскетизм (следует различать мужской, внешний и женский, внутренний аскетизм).

3. Манипура: привязанность к еде; к влиятельности, власти; деньгам; конкурентным и силовым видам спорта; многочисленные материальные желания; жадность; гневливость. При проработке появляется воля. Метод проработки – взятие ответственности.

4. Анахата: привязанность к людям и отношениям, возведение человека в культ; сентиментальность; горе; жалость к себе и другим. При проработке появляется любовь. Метод проработки – принятие.

5. Вишудха: привязанность к спорам; к умственному потоку; неконтролируемая речь; зависть; сплетни; фантазии; идеализм; бессердечность; гордость. При проработке появляется творчество. Метод проработки – молчание (в том числе, внутреннее).

6. Аджна: привязанность к своей точке зрения; узость мышления; попытка обратить других в свою веру и мышление; психические отклонения. При проработке появляется ясновидение (буквально, видеть ясно). Метод проработки – медитация.

7. Сахасрара: неверие в Бога (вера в случайное устройство мира, хаос); оскорбление других религий, святых мест, святых людей и писаний. При проработке появляется сострадание, мир. Метод проработки – молитва.

Наверное, в каждом из нас живут те или иные пристрастия, вытягивая нашу энергию из движения к миру и радости. Они формируются многие жизни, крепнут в негармоничном общественном строе. Оставить их – значит, очень многое сделать для своей души и окружающего мира.

Итак:

1. Первый уровень свободы от пристрастий – это их осознание.

2. Второй уровень – это культивация ненасилия во всех сферах своей жизни.

3. Третий уровень - это принятие, что любая материальная деятельность не принесет счастья и решение  выполнять ее лишь из чувства долга и любви.

4. Четвертый уровень – удовлетворение чувств из долга и любви согласно священным писаниям, в благости.

5. Пятый уровень  - активное укрепление разума: чистки и занятия йогой, соответствующее питание и режим дня, общение с единомышленниками и наставниками, правильное слушание, молитва. Без такой деятельности, практически невозможно выстоять в игре гун материальной природы, которые снова и снова будут пытаться погрузить душу в неведение, притянув ее и погрузив в иллюзию чувств.

6. Шестой уровень – независимость от деятельности чувств, духовная платформа.

Давайте для практики разберем пример. Довольно популярная тема на сайте – женская красота. Допустим, женщина хочет быть красивой. В целом, это нормальное, природное желание. Как мы видим, это желание связано с работой второй чакры, Свадхистаны.

При неблагоприятном варианте развитие событий выглядит следующим образом:

1. Женщиной стремительно овладевает желание быть красивой. При этом она не склонна задумываться о том, что с ней происходит.

2. Ее желание проникается силой вожделения, или эгоизма. То есть, она забывает о том, то существуют высшие силы, принципы и законы вселенной. Она хочет красивой во что бы то ни стало.

3. Она считает, что красота принесет ей счастье.

4. Она начинает стремиться к красоте в страсти, прибегая к излишним и искусственным методам, таким как чрезмерная косметика, пластическая хирургия и пр. Все это мучает и иссушает ее тело и сознание. Когда в уме накапливается неудовлетворенность, иссушенность и усталость, приходит следующая стадия.

5. Из-за излишнего оттока энергии через свадхистана чакру, слабеют высшие центры и, соответственно, слабеет разум. Активизируются 6 врагов. Неудовлетворенность результатом вызывает гневливость (обидчивость). За гневом следует жадность до удовлетворения чувств. Дальше возникает зависть к тем женщинам, кто обладает красотой. Женщина погружается в сплетни и мир иллюзий. Становится невозможным заниматься самоосознанием из-за ослабленной психики.

6. Женщина начинает верить в то, что она – тело. Уровень сознания анна майя коша, гуна невежества провоцирует наступление конфликтов, болезней, депрессий.

Другой, благоприятный вариант развития.

1. Женщина осознает, что хочет быть красивой.

2. Она становится в этом желании смиренной, свободной от насилия. Конечное решение по этому вопросу и волю отдает Богу. Так она избавляется от чрезмерной привязанности к своему телу.

3. Она понимает, что ее счастье не связано с красотой, а связано со служением людям и Богу. Красота – это внешняя, грубая форма проявления любви. Главное, быть наполненной любовью, а красота может появиться и исчезать, как приятный бонус. Кроме того, она не вечна, так как материальна по природе.

4. Однако, согласно священным писаниям, обязанность женщины – создавать красоту, в том числе быть красивой самой. Как бы вы посмотрели на то, если бы ваш муж ушел с работы, заявив, что все это деятельность материальная, не несущая счастья? Мы должны нести счастье не себе, но другим. Людям приятнее, когда мы радуем их своей женской красотой. Поэтому, в меру, используя благостные средства и опыт наставниц, из чувства долга и любви, женщина следит за собой в той степени, в какой у нее есть на это воля Бога.

5. Активно занимается при этом укреплением разума.

6. В какой-то момент, тема красоты как бы уходит из ее жизни и перестает волновать. Но она становится по-настоящему ослепительно красива в своем блеске глаз и духовной радости для всех.

Такую же приблизительно последовательность можно применить и к питанию, сексуальным и сердечным взаимоотношениям, обустройству, решению конфликтов, работе, творчеству и прочей деятельности нашей повседневной жизни.

Самое главное, понять принцип: на первом месте Бог и мои взаимоотношения с ним, развитие моей души; на втором месте материальная деятельность из чувства долга, служения и любви.

Такой настрой, несомненно, ведет к большей свободе в своей судьбе, возвышенным и чистым состояниям сознания.