ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ КНИГА "3 СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ" СТАТЬИ МЕДИА Аюрведические секреты красоты

Что такое Веды?

   

- Что такое Веды?*

* По материалам лекций Тушкина В.Р.

Само по себе слово «веда» обозначает «знание», но мы сейчас говорим не о каком-то обычном мирском знании, а о знании, которое содержится в древних священных текстах, которые называются Ведами.

Ведическое знание принципиально отличается от современного знания тем, что оно дает целостное представление о мире. Оно показывает все процессы, которые происходят с нами здесь, в этом мире, и каким образом эти все процессы связаны между собой. Т.е. это знание метафизическое, знание, идущее свыше, знание, идущее от Бога и ведущее к Богу, соответственно. И цель процесса познания – именно прийти к причине всех причин. 

Целостность развития или гармоничность предполагают, что мы не только интеллектуально приходим к пониманию причины причин, или Бога, но и способны вступить с ним в эмоциональные отношения. Этим принципиально Веды отличаются от того, что мы называем знанием на Западе. При этом Веды не относятся к религиозной литературе. Это универсальное знание законов жизни и Вселенной, которое можно применять, принадлежа или или не принадлежа к какой-либо из религий.

- Каково происхождение Вед?

В этом мире мы получаем знания от от ученых, также мы получаем знания через открытия, через деятельность своих собственных чувств. Когда мы получаем знание через деятельность своих собственных чувств, это наш непосредственный опыт, эмпирический опыт и знание, основанное на открытиях. Но Веды это литература откровения, т.е. все то, что описано в Ведах довольно-таки трудно, практически невозможно открыть самому, но это открывается сверху, свыше.

В Ведах есть хорошая пословица, которая гласит, что если вы решили увидеть царя, то вам это будет непросто сделать, потому что царь - это великая личность и он очень занятой человек, к нему так просто не пройдешь. Но если царь решил увидеть Вас, то никаких проблем не будет, потому что царь есть царь. Он легко увидит Вас. И в этом случае, если он решил увидеть Вас, тогда и Вы его легко увидите. Т. е. смысл в том, что ведическая литература приходит к нам не просто из каких-то материальных опытов, а ведическая литература это литература откровения, когда абсолютная истина сама открывается нам.

И поэтому в одном из классических ведических текстов, который называется Бхагавад-гита, говорится, что «Веды исходят из Высшей Личности». Это своего рода эманация из Бога. Или его информационное поле, если говорить современным языком. Т.е. Веды - это идеи, идущие от Бога.  Иногда мы слышим фразы, что «идеи витают в воздухе». Это правильно, потому что говорится, что окружающее пространство или то, что называют физический вакуум, имеет свою изначальную вибрацию. Так и Веда – это изначальная вибрация в пространстве. В Бхагавад-гите Верховный говорит: «Я есть звук в эфире» или «звук в пространстве». Вот этот изначальный «звук в пространстве» это и есть Веда.

И все Веды уже присутствуют в пространстве, необходимо только иметь определенный настрой сердца, для того, чтобы эти идеи улавливать. И есть определенные личности, мудрецы или их называли в былые времена на древнем языке санскрите термином риши. «Риши» – буквально обозначает «видящий», т.е. тот, кто видит. Можно смотреть на мир, но не видеть ничего. Или видеть какие-то просто внешние объекты, но не видеть вот этого знания, всех этих тонких законов, которые стоят за миром. Так вот риши или эти мудрецы - это те, кто обладали определенным настроем сердца, определенной чистотой сердца, в следствии этого они улавливали эту Веду в эфире, в пространстве и выступали в качестве своего рода ретрансляторов. Т.е. Бог – это излучатель, а мудрецы – это ретрансляторы. И они не писали Веды, они их записывали, в этом разница. Одно дело, когда я пишу сам, что-то выдумывая, другое дело – когда я пишу под диктовку. Веды – это писания, которые не написаны людьми, а которые записаны людьми.

Знание, как и свет, имеет источник. И знание, как и свет, обладает таким качеством, как способность рассеивать тьму невежества. Отсюда, например, даже система образования называется «система просвещения». Просвещение. Свет. Освещенный. Т.е. знание обладает природой света.

- Почему человеку необходимо знание, идущие свыше?

Потому что обычные люди, согласно Ведам, обладают четырьмя типичными недостатками. Первый недостаток человека - это несовершенные чувства, т.е он может ослышаться, что-то неправильно увидеть и так далее. Итак, наши несовершенные чувства приводят ко второму недостатку, который называется - склонность совершать ошибки. Если мои чувства несовершенны, допустим, если я принимаю красный цвет за зеленый, зеленый за красный, я совершаю ошибку и иду не на тот свет. Итак, второй недостаток такой обусловленной души – это способность совершать ошибки. Третий недостаток – это тенденция впадать в иллюзию. И четвертое – это тенденция к обману, причем совершенно неосознанному. Итак, несовершенные чувства – отсюда рождается тенденция совершать ошибки, впадать в иллюзию и обманывать других – вот это четыре типичных недостатка обычных людей. И поэтому от обычных людей такое совершенное, необычное знание, как Веды, идти просто не может.

- Когда и как появились Веды?

Веды как книги появились на Земле примерно 5 тысяч лет назад. И записал их, и именно записал, а не написал, такой мудрец, которого звали Вьясадева или Вьяса. Буквально имя Вьяса обозначает «тот, кто разделяет на части», потому что Веда едина, знание едино. Но люди в нынешнюю эпоху, сейчас, в Кали Югу, обладают настолько узким сознанием, что воспринять сразу целостное знание они не способны. Поэтому это знание необходимо на какие-то разделы разбить. Например, сейчас мы знаем практически все являются какими-то узкими специалистами в той же самой медицине: кто-то там пульманолог, он знает только легкие, нервопатолог изучает нервную систему и так далее. Мало кто знает человека целиком. И это особенность нынешней эпохи – узость мышления. Мало кто может целостно воспринимать человека.

Итак, для удобства современных людей Вьяса разделил  Веды на определенные разделы. Сами по себе Веды приходят к нам благодаря принципу эманации. Эманация эта обозначает, что они исходят из какого-то источника и потом постепенно расширяются. Как, например, луч света имеет тенденцию к расширению. Вот точно так же и Веда или знание: сначала оно дается в такой концентрированной форме, очень краткой и лаконичной, а потом в течение времени расширяется, раскручивается, развивается все больше и больше, потому что люди становятся все менее и менее восприимчивыми и им приходится все больше и больше разъяснять эти вещи. Т.е. все больше и больше давать комментариев, чтобы они поняли какие-то простые вещи. Так вот говорится, что источником всей Веды на таком, чисто звуковом уровне, является мантра или определенная такая звуковая вибрация, ее называют биджа-мантра. Т.е. «биджа» обозначает «семя». «Мантра-семя», из которой все остальное растет. Предположим, огромное дерево может вырасти из маленького семечка и на этом дереве будет множество разных семян. Так вот изначально вот эта биджа мантра или мантра семени, из которой берется вот эта вот вся Веда, является это мантра «ом» или «аум». «А» – это Верховный, «у»- это его энергия, «м» – это соединение Бога и его энергии, которая порождает все многообразие мира. Итак, Аум или Ом – это вот эта мантра-семя, биджа мантра, из которой исходит Веда. И из этой мантры Ом исходит следующая мантра, которая называется Гаятри. Она уже более, так сказать, длинная по продолжительности. Из мантры Гаятри исходят основные Веды и потом с течением времени эти веды обрастают определенными комментариями. Мудрецы, риши, они уже, так сказать, адаптируют, объясняют все это в соответствии с временем, с эпохой, для того, чтобы люди могли все это адекватно воспринимать.

- Есть ли доказательства достоверности Вед?

Особенность Веды или  ведического знания состоит в том, что Веды самодостаточны. К Ведам нет библиографии. Например, если вы читаете какую-нибудь научную литературу, то в конце всегда будут какие-то ссылки – откуда автор взял, на кого он ссылается. Такой ученый, другой ученый, какие-то источники, первоисточники. Иначе люди скажут: «Откуда ты это все взял?», т.е. должна быть какая-то база, ты должен опираться на какие-то авторитеты. Так обычно пишется какая-нибудь научная литература, обязательно какая-то есть библиография, какие-то авторитеты прошлого, на которых мы ссылаемся. Так вот Веды в этом смысле, скажем, самореферентные, т.е. они ссылаются сами на себя. Потому что нет большего или более древнего, или более глубинного, или более авторитетного источника, чем сами Веды. И в этом смысле веды подобны Солнцу, как, например, Солнце освещает само себя. Т.е. мы знаем, что своим собственным светом и солнце невозможно ничем осветить. Было бы нелепо попытаться осветить солнце фонариком. Вот этот же самый принцип применим и к Ведам, т.е. это самодостаточная литература, как солнце освещает сама себя, сама на себя ссылается, больше ссылаться не на что, вот. И в этом ее уникальность.

Конечно, современный человек, который вырос на скепсисе и на сомнениях, говорит: «Ну, в таком случае, так сказать, как же мы можем верить всем этим вещам? Это просто какие-то утверждения голословные, какие-то догмы». Хотя, например, в той же самой науке есть такое понятие как «константы», т.е. некие какие-то величины, которые порой совершенно недоказуемы, они просто существуют как такие краеугольные камни реальности или какие-то величины или какие-то цифры, которые порой недоказуемы. Они просто есть, и люди знают, что они верны. И они являются, как бы так сказать, основой всего. Так вот то, что люди часто называют какими-то религиозными догмами, в науке это называется каким-то более таким благозвучным приемлемым термином как «константа». По сути дела это то же самое. Т.е. когда, предположим, мы говорим что-то на духовные темы, и пользуемся такими терминами, как Бог, душа, карма, реинкарнация, что-то еще – это и есть такие вот уже константы, постоянные какие-то понятия, неизменные, в связи с которыми становится понятно уже все остальное. И в Ведах есть некоторые утверждения, которые могут показаться вполне какими-то догматичными или голословными, но, тем не менее, при определенной проверке эмперической выясняется, что эти утверждения вполне авторитетны.

Допустим, Веды говорят о том, что испражнения живого существа нечисты. Все нечисты, в том числе человеческие. Но испражнения коровы, это навоз, является чистым. Итак, корова, вроде бы не самое высокое существо, человек выше, но тем не менее все испражнения нечисты, одно исключение, в Ведах говорится, испражнения коровы - чисты. И мы можем сказать «это догма или просто какое-то голословное утверждение», но ученые провели очень простой эксперимент и выяснили, что коровий навоз, при чем только коровий и никакой другой, ни лошадиный, ни ослиный, никакой, только коровий, является чистым антисептиком. Т.е. это такая субстанция, которой в Индии даже моют храмовую посуду, утварь. В Индии, в этой системе храмового поклонения очень высокие стандарты чистоты, т.е. там все должно быть идеально чисто. Так вот в этой такой храмовой очень так сказать чистой культуре, там храмы сами и храмовую утварь моют коровьим навозом. Более того, также было замечено, что коровий навоз действует дезинфицирующим образом, допустим, какие-то раны даже им мажут, им моются, коровьим навозом, посуду моют, когда, предположим, полы моют с навозом. 

Или другое утверждение Вед о том, что кости, скелет, допустим, тоже является нечистым у всех живых существ, но вот раковина или ракушка морская, речная – она является чистой. Опять же – исключение какое-то, также как навоз. И действительно, можно провести эксперимент, что если в раковину, в ракушку набрать воду, то она будет стоять там и не закисать значительно дольше, чем в какой-то другой емкости. Опять же в храмовой культуре Индии перед началом поклонения, перед началом службы алтарю подается звуковой сигнал через раковину. Т.е. там они обрезаются определенным образом и в нее как в трубу дуют, такой очень глубокий интересный звук, который очищает все пространство вокруг, т.е. это пространство, эфир, в котором прозвучали эти вот звуки раковины, он очищается. Т.е. тоже примеры того, как вот эти вот утверждения Вед не являются голословными, они являются авторитетными.

И еще в одном из писаний сказана одна такая интересная вещь, что лучшим доказательством авторитетности Вед являются те, кто им не следует. Это фраза требует некоторого объяснения. Почему те, кто им не следует, являются лучшим доказательством авторитетности Вед? Дело в том, что когда человек следует Ведам, т.е. следует знанию, то он всегда живет с пониманием того, что он есть вечное сознание, вечное живое существо, вечная душа. А тело – это просто временное покрытие. Таково качество цивилизованного сознания. Как только человек сходит с пути Вед или с пути знания, то он не оказывается в пустоте. Есть только две позиции в жизни – позиция Веды, знания, и позиция неведения или не веды. Позиция невежества. Так вот, как только человек сходит с позиции Веды или знания, он тут же оказывается в невежестве. Мгновенно. И в чем это невежество практически воплощается? Оно практически воплощается в том, что вечная душа начинает считать себя временным телом. Это основа невежества.

Как только человек отказывается следовать Ведам, он тут же оказывается в невежестве. Хотя между собой люди могут считать себя интеллигентными людьми, о чем-то говорить. Но с позиции чистого духовного знания, с позиции Веды, это выглядит как невежество, когда человек путает себя, когда душа путает себя с телом. Представьте себе, что, допустим, я, человек, перепутал бы себя с костюмом. Вот, сразу видно, что у человека что-то не то с головой, если я путаю себя с костюмом. Так вот тело это не более чем костюм на душе. И вот когда человек следует Ведам и живет по Ведам, у него все время очень отчетливое осознание того, что он является вечной душой, вечным сознанием, а тело – это просто костюм для души. И поэтому вот такая фраза, что лучшим доказательством авторитетности вед являются те, кто им не следует. Как только человек сходит с пути Вед, он тут же окажется в невежестве, он начинает путать себя, душа начинается путать себя с телом. 

- Какова структура Вед?

Структура у Вед есть внешняя и внутренняя. Внешняя – это обозначает определенные разделы, книги. Как они там между собой разбиты, какой тематике они посвящены и так далее. А внутренняя структура Вед – это то, что связано с уровнем развития человека.

Начнем мы с внешней структуры.

Веды, все огромное количество этих писаний, разбито на три основных раздела, которые называются шрути. «Шрути» это буквально «услышанное». Или вот это как раз «литература откровения». То, что мы услышали. Итак, это первый раздел, шрути. Второй раздел смрити, это «запомненное». Запомненное – как мы запомнили. И третий раздел называется ньяя или «логические выводы». Если представить себе обычный учебный процесс, что, допустим, учитель в школе что-то рассказывает ученикам, они его слушают. И вот то, что они слышат, это есть шрути. Услышанное. А потом, допустим, им рекомендуется или предлагается написать изложение. Как вы это запомнили. Итак, это второй раздел, смрити. Как вы запомнили то, что вы услышали. И потом можно сделать какие-то логические выводы из всего этого. Т.е вот такова внешняя структура вед. Шрути. Смрити. И ньяя. Ньяя - это логические выводы определенные.

Итак, первый раздел Вед - шрути. И к этому разделу, к первому разделу, шрути или услышанное или литература откровений, относятся такие писания как Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Адхарва-веда. Это четыре основных книги Вед, которые относятся к категории шрути, услышанного или литература откровения. И в каждой из этих четырех вед есть свои подразделы: 

- Самхиты – это определенные гимны и их, как правило, изучают молодые ученики, это так называемые брахмачарьи, послушники.

- Второй уклад человеческой жизни – это семейные люди. Они изучают следующий уже раздел, Брахманы. Когда-то они были учениками, теперь они стали семейными людьми. Они изучают более глубинные вещи.

- Третий раздел каждой Веды называется араньяки. Его изучают отошедшие от дел, пенсионеры. Их называют Ванапрастхи, т.е люди, уже ушедшие на покой от семейной жизни.

- И четвертый, самый сложный философский раздел каждой из этих четырех вед, называется Упанишады. Упанишады – это такое очень глубокое философское знание, которое рассказывает об абсолютной истине, о природе души и так далее.

Итак, вот эти вот четыре веды: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Адхарва- веда, они относятся все к первой колонке, к первой категории, шрути, услышанное или литература откровений. И в каждой из них есть своя самхита, свои брахманы, свои араньяки, свои упанишады, которые открывают все более и более глубинные сокровенные аспекты истины.

Второй раздел Вед - смрити. Второй раздел вед как книг называется смрити, «услышанное». Т.е это то, что как правило, записано уже несколько более простым, простонародным или свободным языком, в более свободном изложении. В форме каких-то таких более популярных доступных для обычных людей историй. И поэтому большую часть вот этого второго раздела, смрити, составляют так называемые Пураны, это хроники древности, которые в форме каких-то историй, повествований все истины Вед подают. Другой раздел смрити, вот этой же второй части - это этихасы. Этихасы это эпос, как правило, к этихасам относят два основных эпоса древневедических – это Махабхарата, очень известная эпическая поэма, в которой больше ста тысяч стихов, это самое крупное произведение на Земле. И второе, чуть поменьше – это Рамаяна. Т.е. это два эпических произведения, которые в форме очень увлекательных историй, там есть все – и политика, и любовь и, как сейчас говорится, экшн, что называется, и философия, и что хотите – там все есть. Но смысл всех этих историй, всей этой политики, всех этих разных интриг состоит в том, что все это пронизано единой духовной идеей. Т.е это очень не просто увлекательная, а это полезная литература, которая дает людям просвещение.

Итак, это Этихаса, тоже часть смрити, вот этого второго раздела «Улышанное». И так же к этому второму разделу, смрити, относится так называемые Веданги. Веданги – это уже частные такие произведения, которые, как правило, связаны с практикой. Т.е. к ним относятся такие вещи, как Аюрведа. Аюрведа – это ведическая наука о здоровье. К ним относится Дхамур веда - это воинское искусство. Туда же относится Вастушастра, это искусство ведической архитектуры или ориентации в пространстве. Там же находится Ардха – это экономика и политика. Сюда же относятся такие вещи как Камасутра - это искусство чувственного наслаждения. Гандхарва-веда - это искусство пения, танца, театра и так далее. Т.е это все, так же там относится так называемая калпа. Это ритуалы всевозможные. Вьякараны – это там грамматика санскрита. Нирукти – толковый словарь. Чханда – это размеры ритмов, в которых можно петь веды. То есть вот это все относится к категории веданг, т.е. такие подчиненные части Вед. Это все составляет второй раздел, раздел смрити.

Третий раздел Вед - ньяя. И третий раздел вед – это ньяя, логические выводы. В этом разделе есть всего одно произведение, которое называется Веданта-сутра. «Веда», как мы уже знаем, это «знание», а «анта» обозначает «конец». «Веда анта» – это «конец знания» или «завершение», вершина знания. А сутра обозначает буквально «сутра» обозначает «нить». Или «трактат». Т.е. нить, на которую нанизаны определенные такие вот афоризмы. Итак, сутра – это афоризмы, в краткой форме изложение всех Вед.

И сами по себе Веды, конечно же, огромны с точки зрения размера. И жизни человеческой не хватит для того, чтобы все эти Веды прочитать. Более того, в Ведах содержатся различные наставления, которые порой могут показаться людям в чем-то даже противоречивыми, потому что они даны разным людям, которые находятся на разных уровнях развития, и поэтому для того, чтобы изучать Веды, необходимо принять ведический путь познания. Т.е. для того, чтобы в Ведах не запутаться, нужно иметь должное руководство, необходимо иметь учителя духовного, которого мы принимаем и который указывает нам, что делать, что не делать, как понимать те или иные вещи в Ведах. Более того, веданта сама по себе она очень сложна, потому что она написана в форме таких кратких афоризмов, которые нуждаются в определенных комментариях. И для современного человека, для того, чтобы понять Веды на самом деле нет необходимости их все прочитывать, потому что у человека просто будет несварение. Здесь есть определенные такие, как сказать, дайджесты, т.е. в краткой форме изложены идеи, которые представляют собой всю квинтэссенцию вед.

Так вот для первого раздела Вед, которые называется, как вы помните, шрути или «услышанное». Для этого раздела есть Упанишады и в частности есть такая книга, доступная на русском языке, Ишопанишад. Ишопанишад обозначает «главная упанишада». Она небольшая, в ней всего 18 мантр с комментариями. И вот эта вот Ишопанишада, она является квинтэссенцией всех упанишад. Еще называют ее «жемчужина упанишад», вот. И еще такое произведение как Бхагавад-гита, которое так же доступно на русском языке, другое называние Бхагавад-гиты - Гитопанишад. Т.е. упанишады в форме песни, потому что «гита» обозначает «песнь». Итак, Бхагавад-гита или Гитопанишад – это одно и то же произведение, она представляет собой собрание семиста основных стихов, в которых содержится вся суть упанишад.

Итак, для того, чтобы понять первый раздел Вед,  шрути, достаточно прочитать такую небольшую книгу как Ишопанишад или Бхагавад-гиту и можно сказать, что мы поняли первый раздел Вед, это шрути, «литература откровений».

Теперь мы переходим ко второму разделу, раздел смрити, в нем основу составляют Пураны. И на русский язык переведена основная пурана. Пуран существует много, есть махапураны, большие пураны, есть упапураны, маленькие пураны. Они предназначены для разных людей. Есть Пураны для людей в невежестве, так называемая тамасика пураны. Есть раджасика пураны, пураны для людей в страсти. Есть саттвика пураны – пураны для людей в благости. Так вот среди пуран, которые предназначены для людей в благости, есть такая так называемая Бхагавата пурана или другое ее более известное на русском языке название Шримад Бхагаватам. Шримад Бхагаватам. Это произведение является многотомным, уже порядка где-то двадцати пяти томов этого произведения с комментариями уже существует на русском языке и еще осталось немного перевести, еще может быть где-то будет книг семь – восемь, порядка где-то 30-35 томов. Это будет перевод Бхагавата пураны, т.е. фактически это такое эмпическое произведение, которое описывает различные события, происходившие на этой Земле и в этой Вселенной даже в некоторых других местах. Где в такой вот очень интересной форме историй очень поучительных излагается много разных таких вещей – творение мира, разрушение мира, поддержание мира, причина всех причин, божественная наука, иерархия вселенной, законы вот этого материального мира. Основные темы. Это темы Шримад Бхагаватам. Так же там очень сокровенная часть это личная жизнь Бога. Описание различных аватар, воплощений Бога, когда он приходил на эту Землю. Описание духовного мира, вот это все содержится в таком поразительном произведении как Шримад Бхагаватам.

Итак, это второй раздел, смрити. И также Шримад Бхагаватам является естественным комментарием на Веданта сутру. Как вы помните, возможно, я говорил уже, что Веданта сутра является представителем, это писание является представителем третьего раздела вед, вьяя, «логические выводы». Т.е. Шримад Бхагаватам он принадлежит ко второй категории, смрити, и также он принадлежит к третьей категории, он является как бы таким общим произведением, потому что он составлен так же Вьясадевой, тем самым мудрецом, который записал Веды и Веданту практически в ней философские выводы всех Вед. Итак, если вы ознакомитесь с такими произведениями, как Ишопанишад, Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам, фактически из этого вы поймете самую суть всех Вед.

Т.е. сейчас для нас, для людей Кали Юги, вся эта огромная бескрайняя ведическая литература приведена к такому общему знаменателю, поскольку жизнь людей в Кали Югу не такая длинная, как жили люди раньше. Сейчас люди живут очень мало. И они не знают санскрита, им трудно, так сказать, разобраться во всех этих сложностях ведических, поэтому для них даны несколько таких основных произведений, которые передают самую суть Вед.

- Какова внутренняя структура Вед?

Внутренняя структура вед связана с основными этапами в развитии человека. Веды говорят о том, что каждый человек приходит сюда, в эту жизнь, на эту Землю, для того, чтобы реализовать поэтапно несколько основных своих задач. И большинство людей, конечно же, хотели бы какого-то материального счастья, какого-то материального благосостояния и так далее. Т.е. большинство людей в этой жизни движимы утилитарным подходом к жизни, т.е. они хотели бы от жизни что-то получить. Но проблема состоит в том, что большинство людей не знает, как это правильно делать. Т.е. пытаясь в материальном плане наслаждаться, люди, как правило, делают это греховным образом. И, получая какие-то сиюминутные кратковременные наслаждения, они потом получают за это тяжелые страдания. Это называется «двойственность жизни». Так, Веды помогают человеку наслаждаться в этом материальном мире без греха.

И такой процесс наслаждения в материальном мире без греха описан в таком разделе вед как Карма-Канда. Карма-Канда – это описание определенных ритуалов, которые помогают человеку наслаждаться безгреховным образом. Вот это вот утилитарный подход к жизни, который, в общем-то является общим для всех людей. Но особенность такова, что, как ни наслаждайся в этом мире, даже если мы делаем все это правильным образом, рано или поздно все проходит. И разумный человек это понимает. И поэтому второй подход или естественный уровень развития для нормального человека это уже философский подход.

Гьяна-канда - раздел Вед, описывающий филосовский подход к жизни. Утилитарный подход идет сначала, и он описан в Карма-Канде. Когда человек уже пожил какое-то время, попробовал все, приобрел какой-то определенный опыт, он начинает видеть, что эти все внешние временные материальные вещи не могут удовлетворить внутреннюю душу, вечное сознание. И поэтому у него начинает развиваться немножко такой философский подход. И вот этот философский подход он описан в таких вот книгах как раз как Упанишады, которые составляют раздел Гьяна-канда, т.е. это знание. И общая идея этого философского подхода состоит в том, что – как ни наслаждайся, все пройдет, временное пройдет, а куда же деваться вечной душе? Куда ее? Куда душу-то пристроить? Тело – понятно, оно уйдет или в землю, или будет кремировано, на первоэлементы распадется, а вот куда сознание отойдет? И человек уже чуть более развитый, движим вот таким вот философским подходом к жизни, он начинает задумываться об этом. И тут ему в помощь философские разделы вед, Упанишады, которые помогают ему понять, что, кроме временной и материальной природы, есть вечная духовная природа.

Т.е. там не говорится особенно много о личности Бога, личностной природе души, там больше говорится общими категориями. Противопоставляется духовное и материальное. Такая немножко безличная духовность, т.е. это начало духовной жизни. Итак, это философский подход к жизни. Как правило, у людей материалистически настроенных, даже у мудрых материалистов, этим все заканчивается. Т.е. они видят, что жизнь какие-то материальные возможности предоставляет, но в целом материальная жизнь, конечно же временная, и поэтому они говорят: «Ну, что- нет в жизни какого-то счастья, нужно просто брать все от жизни, вот» и типа приводят такие фразы, как вот у Есенина это было хорошо в песне «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Все. Т.е. они пытаются вот эту вот бренность каким-то образом опоэтизировать, чтобы хотя бы все это было красиво. Или что-нибудь в духе Омара Хайяма, вот этого древнего персидского поэта, где, так сказать, он так очень философствует обо всем, вот, но вывод его таков, что, независимо от того, как там устроен мир и так далее, ночей и дней… что-то там, все время беспечно проводи, ведь все устроено без твоего совета. Что-то в таком духе. Вот т.е. такая философия, которая, в общем-то, показывает с одной стороны бренность жизни, но не показывает выхода из нее. Ну, жизнь такая бренная, ну, что поделаешь? Вот как есть – так и живи. Т.е. как правило, вот таким вот философским подходом у многих материалистов все заканчивается.

Бхакти-Канда - раздел эстетической реализации личности. Но Веды идут дальше этого. И поэтому третий раздел по внутренней структуре Вед, это раздел эстетической реализации личности. Первый был утилитарный подход к жизни, просто – правильно материально действовать, без греха наслаждаться в этом мире. Второй уровень – это философский подход, понимание, что? тем не менее? все материальные вещи очень временны, нужно искать какого-то вечного прибежища. И третий подход – эстетический подход к жизни, т.е. это активизация самой души. Если утилитарный подход к жизни, как правило, исходит из потребностей и необходимостей физического тела. Философский подход больше имеет отношение к нашему тонкому телу: ум, разум, то эстетический подход к жизни это уже реализация самой души, потому что человек это соединение души или сознания, потом тонкой оболочки, покрывающей душу и сознание, психическое тело или ум, разум, эго. И физическое тело. Т.е. вот эти вот три подхода к жизни – утилитарный, философский, эстетический – они связаны с тремя основными структурами в человеке. Физическая структура, тонкая, вот эта вот ментальная структура тела, психическая, и духовная непосредственно.

Так вот эстетический подход к жизни это уже конкретная духовность. Если философский подход к жизни это просто способность понимать отличие между сознанием и материей, то эстетический подход к жизни – это уже конкретная духовность. Это уже понимание того, что душа – это не просто какая-то частичка вечного света, которая должна слиться там с каким-то вечным беспредельным светом. Нет. Такое понимание это часть вот этого второго, философского подхода. А уже эстетический подход к жизни, это более тонкое, более глубокое понимание того, что я личность, вечная личность. И Бог вечная личность. И раз мы вечные личности, между нами вечные личностные отношения. Любовные отношения. И вот этот раздел называется Бхакти-Канда или еще его называют Упасана-канда. Это различные писания, которые рассказывают человеку, как живое существо может вступать вот в эти вот такие сокровенные любовные отношения с верховной личностью Бога. И вот именно на этом уровне происходит раскрытие качеств души. Т.е такая можно сказать высшая форма самоосознания, самореализации, именно  в этом наступает. Поэтому эстетический подход к жизни считается, согласно Ведам, наивысшим.

И эта внутренняя структура вед не видна, но подразумевается, что нормальный человек должен развиваться именно так. Т.е. сначала какой-то у него утилитарный практический подход к жизни, потом уже с течением приобретения опыта развивается философский подход к жизни, и потом он уже начинает делать практические выводы, на духовном эстетическом уровне. Именно на этом уровне живое существо испытывает наивысшее счастье, потому что теперь душа уже свободна от давления тела и она свободна от иллюзий, живущих в уме, в этом тонком теле, которое покрывает сознание души.

- Какова цель Вед?

Цель вед вытекает из двоякой природы человека. Т.е. сейчас человек представляет собой слияние или соединение материи и духа. Материя бывает грубая – физическое тело, и бывает тонкая материя – это наша психика. И дух или сознание. Это вторая. Итак, раз у нас опять сейчас две основных структуры существует, материальная часть нашего Я и духовная часть нашего Я, то цель Вед – это показать человеку идеальный образ жизни в этом мире.

Как свое тело и ум правильно расположить, как здесь жить, как общаться, как действовать. Вот это первая, так сказать, часть. И вторая, высшая – это как, реализовавшись в материальном плане, также теперь реализоваться и в духовном плане. Т.е. двоякая цель Вед вытекает из двоякой природы человека. Т.е. сначала нам нужно показать идеальный образ жизни в этом мире, жизнь в благости, жизнь без нарушения законов, жизнь без греха, гармоничные отношения. И на этой платформе человек может нормально, хорошо практиковать духовную жизнь и уже двигаться чисто в духовном направлении, в духовную реальность.

Веды еще сами себя называют Веда маата, т.е «мата» обозначает «мать». Веды это как мать. И мать – это человек, которые точно знает, кто является отцом ребенка. Вот. Так вот мать как бы высший авторитет в этом вопросе. И Веда Маата или Мать Веда объясняет нам, кто является нашим Отцом. Т.е  Веды непосредственно указывают на Бога как на источник всех душ, всех нас. Также есть такое сравнение интересное, что этот мир подобен океану, человеческая форма жизни, человеческое тело это лодка для души, на которой можно океан пересечь. Духовный учитель – это капитан, который дает нам определенное направление куда двигаться, а Веды – это попутный ветер, благодаря которому, если мы умеем обращаться правильно с этой лодкой, с этим телом, мы можем двигаться в нужном направлении.

И есть в Ведах такая история, которая показывает именно самую суть, что у знания есть эта высшая цель. Там приводится история про одного ученого человека и про одного лодочника. Однажды этот ученый человек подошел к берегу реки, ему нужно было пересечь реку, переплыть на другой берег и он сел в эту лодку, лодочник стал грести. И, по мере того, как они двигались, пересекали эту реку, этот ученый решил произвести некое впечатление на лодочника, который его перевозил. Он говорит: «Скажи, дорогой лодочник, ты знаешь грамматику санскрита?». Лодочник сказал: «Да нет, ты что, я простой человек, я никогда не учился, я не знаю грамматики». А грамматика санскрита в былые времена это очень важно, потому что если человек не знает грамматику санскрита, он не умеет читать. Раз он не умеет читать на санскрите, то, значит, что же он узнает? Итак, он говорит: «Ну, раз ты не знаешь грамматику санскрита, я считаю, что двадцать пять процентов твоей жизни прошли впустую». Какое-то время еще они, значит, двигались через реку и этот ученый опять спросил лодочника: «Скажи, дорогой лодочник, а ты знаешь что-нибудь из области ведической астрологии о влиянии светил, о своей судьбе». Тот сказал: «Куда мне, астрология такая сложная наука, ее знают только единицы. Я живу по воле Бога. Что будет – то и будет, как говорится». И этот ученый ему сказал: «Ну, как же так? Человека должен знать свою судьбу. Если ты не знаешь всех этих вещей, не знаешь своего гороскопа, не знаешь всего этого, считай, что полжизни ты прожил впустую». Прошло еще какое-то время, и этот ученый спросил лодочника: «Скажи, лодочник, а ты владеешь искусством праманы (т.е. логики или способов доказательства чего-там, своих каких-то определенных истин)» Тот говорит: «Нет, я не знаю ничего этого. Все, что я могу – это грести на лодке и с одного берега на другой переправлять людей и больше ничего не знаю». И этот ученый сказал: «Ну, что ж ты, если ты не умеешь логически как-то доказывать свои аргументы, как же ты можешь общаться? Как же ты можешь отстоять свою правоту в этом мире?» И в это самое время поднялся ветер, что-то такое волнение началось и лодку стало очень сильно раскачивать. И настолько сильно, что даже она уже стала бортами черпать воду. И тут уже пришло время лодочника спрашивать. Он говорит: «Скажи, дорогой ученый, ты плавать-то умеешь?» И этот ученый сказал: «Нет, плавать-то я не умею». И тогда этот лодочник сказал: «Ну, считай, дорогой мой, что сто процентов твоей жизни прошли впустую». Самое главное – это знать высшую науку о душе.

Т.е. смысл этой притчи или истории состоит в том, что человек может быть очень ученым по материальным понятиям. Может знать грамматику, санскрит, астрологию, логику и прочее, и прочее. Какие-то ведические науки, аюрведу и прочее. Это все очень хорошо, это все очень полезно. Но самое главное – это знать вот эту вот высшую науку о душе, вот. Точно так же как знание астрономии и грамматики, логики не может спасти человека, не умеющего плавать, точно так же – даже если человек знает что-то о материальных аспектах Вед, о всех этих практичных ведических науках, это все очень хорошо, но это, к сожалению, не помогает живому существу переправиться через океан материального бытия и достичь духовного мира. Поэтому самой сокровенной частью вед является духовное знание, т.е. знание о душе, знание о Боге, знание об их взаимоотношениях, т.е. это знание обладает первостепенной значимостью. И в связи с этим нужно помнить, изучая Веды, что является первичным, что является вторичным.

Точно также, как в теле есть физическая структура, а есть сознание, которое эту всю физическую структуру одухотворяет. И когда человек живет, Веды говорят, что он проходит через определенные этапы в своей жизни. Сначала он должен познать законы этого мира. Это так называемая дхарма. Дхарма – это понимание своих обязанностей, это понимание того, что я живу в единой энергетической системе общества. Само по себе общество является частью мира, вселенной, в котором есть могущественные существа, их называют полубоги. И все это замыкается на источник всего, на Верховную Личность, на Абсолютную Истину. Вот, и дхарма – это понимание своего места, понимание своих законов перед другими живыми существами, перед абсолютной истиной, перед полубогами. Признание этой космической иерархии, мораль, вытекающая отсюда. Т.е. это дхарма. Человек должен быть вот таким ответственным человеком, понимающим свои обязанности.

Когда он живет вот таким образом, тогда к нему приходит так называемая артха. «Артха» это благочестие, награда за благочестие или процветание некоторое. Итак, веды учат человека определенным ритуалам, определенному пониманию, определенным законам, которые составляют базис или основу его бытия, вот эту вот дхарму благочестия, ответственности, понимания закона. И когда он живет вот таким вот образом, тогда приходит «артха» – т.е. это экономическое процветание, награда за благочестие. И когда у человека есть чем наслаждаться, тогда наступает третья программа его развития – это «кама», чувственное наслаждение. Невозможно наслаждать свои чувства, если у нас ничего нет. И «кама» не обозначает какой-то разгул. Эта кама обозначает наслаждение чувств по законам. И когда человек насладил свои чувства в этом мире, не нарушая законов, у него естественно развивается тенденция к освобождению из этого мира. Он начинает понимать, что есть другая, высшая природа, вечная природа. Что вечная душа не может удовлетвориться временными материальными вещами.

Это четвертый этап уже жизни человека, это так называемая мокша, освобождение. Эта мокша бывает двух видов. Либо она безличная, если человек не понимает, что Бог это личность и что душа – это личность, он думает, что душа это просто какая-то частичка, а Бог это просто какой-то свет. Эта частичка, искорка света должна слиться с этим океаном света – и на этом все. Т.е. такая безличностная, мокша-освобождение. А люди, которые глубже понимают этот вопрос, для них наступает личностная мокша. Они понимают, что не просто какая-то искорка сливается со светом, а душа входит в духовный мир, в духовную реальность.

Вот в Ведах есть такой пример, где говорится, что зеленая птица влетает в крону зеленого дерева не для того, чтобы слиться с ним, а для того, чтобы насладиться его плодами. Т.е. действительно, если представьте себе – зеленая птица, зеленый попугай какой-нибудь влетел в крону зеленого дерева, кажется, что они слились. Их не видно. Вот, но мы знаем, что он не умер, попугай, он там клюет какие-то плоды. Точно так же для людей не особенно сведущих в этом вопросе может показаться, что частичка света, душа, входит в какой-то океан света и там все, растворяется. Нет, это не совсем так. Так же, как река, впадает в море, кажется, что вода реки сливается с водой моря, но люди – это не реки, это мы конкретные существа. Рыба может попасть туда и рыба не растворяется, в отличие от воды. Она сохраняет свое бытие. Точно так же вот эта вот высшая цель Вед – это личностное освобождение. Т.е. такая активная любовь, не просто какое-то такое абстрактное состояние, это активная, действенная любовь, взаимоотношения с Богом. И в этом состоит высшая цель Вед.

Но, естественно, что каждый человек воспринимает ведическое знание, ведическую культуру на своем уровне. В этом смысле Веды еще называют таким термином, как кальпатару, т.е. древо желаний, которое способно исполнить желания всех живых существ. И материальные желания, и духовные желания. Поэтому одним людям интересны такие утилитарные, практические аспекты Вед. Другим интересна философия, допустим. И третьим интересен процесс взаимоотношений с Богом. Вот поэтому структура вед она подразумевает и то, и другое, и третье. И каждый человек может взять от Вед то, что он считает нужным. То, что соответствует его уровню и интересу на данный момент.