ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ КНИГА "3 СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ" СТАТЬИ МЕДИА Аюрведические секреты красоты

Строение человека

 

Любая духовная традиция утверждает существование души и то, что есть очевидная разница между душой и телом. Душа вечна, не рождается и не умирает, являясь частичкой вечного Бога. Тело же дается душе на время для того, чтобы душа могла познать наслаждения и трудности материального мира, прогрессировать и вернуться с новым знанием в духовный мир, к своим вечным любовным взаимоотношениям с Богом. Причина нашего пребывания в материальном мире кроется в том, кто когда-то мы пожелали вкусить материального счастья. А все желания души должны быть непременно исполнены.

Поскольку душа является полностью духовной энергией и не может напрямую соприкоснуться с материальной Вселенной, человек получает грубое тело, для действия в материальном мире. Также он получает тонкое тело, которое служит посредником, промежуточным звеном между грубым телом и душой. Тонкое тело обычного человека - это средоточие его "Я", или эгоизма. Эта структура непосредственно наслаждается материальным счастьем, и она же испытывает страдания, которых в материальной жизни неизмеримо больше.

Итак, давайте подробно рассмотрим, как устроен человек.

1. В центре находится Душа человека (Джива, Душевное существо, Атма), управляемая Сверхдушой (Божьей Искрой, Пурушей, Само, Параматмой). Душа - это тонкая уникальная индивидуальная сущность, имеющая вечную природу. Она имеет свои свойства и отличается от других душ. В то же время, она является единой со всем, как волна является частью океана. Душа воплощается в разных телах, накапливая опыт. Она имеет духовную настолько тонкую энергию, что не может контактировать с материальным миром напрямую. Душа совершенствуется из жизни в жизнь, становясь все более индивидуализированной, все более уникальной частицей Бога. В конце своей эволюции Душа становится совершенным хозяином всех остальных тел человека и в совершенстве управляет ими; а также развивает свои уникальные любовные взаимоотношения с Всевышним.

Сверхдуша - словно гид, сопровождает Душу из духовного мира. Сверхдуша ставит Душу в порой неожиданные обстоятельства жизни; озарения, интуиция, вера, великое вдохновение - это деятельность Сверхдуши, знак того, что мы идем в правильном направлении. Деятельность Сверхдуши, поистине, непостижима и всегда направлена на наше благо. Свердуша определяет момент рождения и смерти, наши мысли и поступки, голос совести, болезни и прогресс. Сверхдуша - это энергия Бога. Фактически, это частица Бога, Провидение, живущее внутри нас.

2. Несколько более плотным является тонкое тело человека - это тело состоит из разума, ума, энергии (праны) и эгоизма. В ведах тонкое тело называется Линга шарира. Как уже было сказано, оно является посредником между душой и грубым телом. 

Разум - это устремленность человека. Способность ставить цели, вера, решимость, твердость на пути, работа над собой, истинное понимание вещей. Разум направляет ум. Разум может быть более и менее сильным и чистым. В зависимости от чистоты и силы разума мы будем прогрессировать или деградировать. Разум - это то, как поступает человек. Он может говорить все, что угодно, в соответствии с наклонностями своего ума. Но о направленности и силе разума скажут поступки.

Ум - это щупальца к чувствам, к внешним объектом этого мира. Функция ума - принимать приятное и отвергать неприятное. Структура ума достаточно сложна.

Ум состоит из желаний, мыслей и чувств. За этими мыслями и чувствами скрываются более тонкие структуры, называемые биджами, самскарами и васанами. Биджи - это тонкие семена кармы, которые содержатся в глубочайшем слое нашего ума. По сути, это наши желания, явившиеся причиной нашей жизни в материальном теле. Эти изначальные кармические семена - причины, позитивные или негативные, попали к нам из прошлых жизней, из наших прошлых желаний. Биджи, при воздействии внешних факторов, могут прорасти в ментальные впечатления (самскары) или в скрытые подсознательные импульсы (васаны), которые всплывают в уме как эмоции и желания.

Прана - это жизненная сила. Прана может быть также более или менее чистой (то есть незагрязненной энергией эгоизма) и более или менее сильной. Мы черпаем прану из солнечного света, пищи, движения, стихий природы и общения. Очищенная прана движется вверх, пробуждая высшие центры психической деятельности, вызывая ощущение радости и желания служить другим. Неочищенная прана стекает вниз к нижним психическим центрам, вызывая инстинктивные желания и намерение жить для себя.

Эгоизм - понимание себя телом, а не душой. Понимание себя телом естественно провоцирует иллюзию отделенности от окружающего мира и желание жить для себя. Эгоизм также в Ведах именуется вожделением. Эгоизм или вожделение провозглашается причиной всех наших бед и именуется невежеством. Эгоизм или понимание себя телом появляется, когда Душа, пожелав материального счастья, счастья для себя, устремляется в материальный мир. В тот момент, когда душа полностью осознает себя и начинает жить по духовным законам, она тут же переходит в духовный мир. Даже если, желая послужить этому миру, она остается в материальной Вселенной, материальные законы мира перестают на нее действовать. Живя в этом миру, она живет только в духовных энергиях бескорыстия.

Итак, разум, ум, прана и эго составляют тонкое тело человека, Линга шарира.

3. Наиболее плотное из всех тел, - это грубое тело. Его называют Стхула шарира. Грубое тело строится по образу тонкого тела. Грубое тело предназначено для действия в материальном мире. Оно позволяет нам накапливать жизненный опыт, поэтому Веды рекомендуют о нем заботиться. 

"Без действия даже отправления тела совершить невозможно" - говорится в Бхагават Гите и рекомендуется, не прекращая действовать, посвящать все свои действия Богу.