Сознание – это главный атрибут души, т.е. в сознании проявляется желание души жить. Сознание формируют три основных качества: желание вечности, знания, счастья (сат-чит-ананда). Эти три аспекта нашего существования, которые мы никогда не оставим - это то, из чего мы сотканы, это наша природа. Эта природа пронизывает и тонкое и грубое тело. И энергия сат-чит-ананды называется сознание.
Как мы выяснили, существует тонкое тело. И тонкое тело насквозь пропитано сознанием. Энергия сознания проникает в разные оболочки, структуры нашей психики, нашего тела. И в зависимости от того, с каким уровнем, с чем соприкасается сознание, оно приобретает определенные способы понимания, что такое счастье.
Соприкосновение сознания, например, с разумом, дает разумное понимание, что такое счастье. При соприкосновении сознания с умом, оно приобретает умственные свойства постижения счастья, т.е. мы хотим наслаждаться этим миром, мы хотим погружать свои чувства в этот мир, изучать его, хотим наслаждаться с помощью ума. Погружение сознания в психическую энергию дает нам желание достигать успеха в этом мире, работать, трудиться, добывать деньги, заниматься спортом активно, достигать результатов, двигаться, испытывать счастье в движении. И погружение сознания в грубое тело рождает самый низкий уровень ощущения счастья – это ощущение счастья с помощью еды, сна, секса и комфорта.
Эти уровни соприкосновения сознания с разными оболочками, аспектами нашего существования, в Ведах описаны особым образом – уровнями сознания.
На самом деле, сознание всегда имеет духовную природу. Но поскольку мы погружаем свое сознание в определенную часть нашего существования, то сознание трансформируется определенным образом, поэтому этот аспект нашей жизни мы называем уровнем сознания или, можно сказать, способом осознания или понимания вещей.
Существует пять основных уровней сознания, и разум может развиваться в этих пяти нишах. Эволюция души, или атмы, неразрывно связана с тем, как мы используем наши тонкие оболочки и возможности. Ведическая традиция насчитывает 5 оболочек или уровней сознания; славянская 9; европейская 7.
1. Анна майя коша
Физическое тело в западной традиции, Явье тело в славянской.
2. Прана майя коша
Эфирное тело в западной традиции, Жарье тело в славянской.
3. Мано майя коша
Астральное тело в западной традиции, Навье тело в славянской.
Ментальное тело в западной традиции, Клубье тело в славянской.
4. Вигьяна майя коша
Каузальное (Причинное) тело в западной традиции, Колобье тело в славянской.
5. Ананда майя коша
Атманическое тело в западной традиции, Дивье тело в славянской.
Это оболочка души. Когда человек перестает ассоциировать себя с умом, его сознание направляется в его дух. На этом уровне человек говорит: "Я инструмент Бога", "я хочу жить только для других и служить Богу". Ананда обозначает блаженство. На этом уровне человек испытывает настоящий восторг души и непередаваемое состояние, именуемое блаженством.
Также существует самый высший уровень сознания (Светье тело в славянской традиции), когда сознание способно отказаться также и от блаженства и погружается в духовную природу, оно приобретает свойство абсолютного счастья, которое всегда возрастает и имеет не материальную природу, а духовную. Этот уровень сознания находится вне времени и пространства.
Итак, каждый новый, более высокий уровень сознания имеет более тонкую природу, чем предыдущий, и дает большие возможности для развития, свободы выбора и возможности испытывать счастье.
Все тела человека неразрывно связаны между собой. Все самые важные перемены происходят в душе и разуме, постепенно опускаясь в более грубые слои и меняют в конечном счете наше грубое тело и события вокруг нас.
Человеческое воплощение предназначено для очищения сознания до самых высших уровней. Кто-то двигается быстрее, приняв духовного наставника и начав служить Богу, он уже в этой жизни достигает Ананда Майи Коши. Кто-то планомерно проходит уровень за уровнем сознания. Кто-то идет вниз. Опасно задерживаться на каком-то из уровней слишком долго, так как текущий уровень сознания схватывает нас, поглощает энергию и не дает увидеть более высокую цель. В результате начинаются разочарования материального мира и отход назад. Поэтому очень важно ставить перед собой и всегда держать в уме самую высокую цель жизни - достижение любви к Богу.