ГЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЙОГИ КНИГА "3 СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ" СТАТЬИ МЕДИА Аюрведические секреты красоты

Развитие разума

Разум – это агент от души в нашем теле. Он находится между умом и душой в области тонкого сердца, или как его называют, хридая. Разум отвечает за волю, поступки, решимость, веру, энтузиазм, чувство правды, понимание сердцем. Его функция – получая духовное знание, направлять ум, а затем и тело.

Разум получает истинное знание, делает выводы из полученного жизненного опыта, раскаивается, испытывает стыд и желание изменить жизнь к лучшему. Разум, или на санскрите Буддхи, отвечает за прогресс человека из жизни в жизнь. Разум призван контролировать ум и чувства. Сильный разум способен к контролю ума и чувств, слабый на это не способен.

Мы часто замечаем, что, имея знание о правильной жизни в уме, не можем практически применить его в жизни. Какая-то сила сдерживает нас. Это означает, что знание пока находится в уме и еще не проникло в разум. Знание, находящееся в уме, не ведет к совершению поступков. Лишь знание, проникшее в разум, заставляет нас совершать поступки, меняя тем самым судьбу. Таким образом, прогресс не связан с деятельностью ума, с накоплением информации. Прогресс – это укрепление и правильная направленность разума.

Чтобы знание проникло в разум, необходима:

1. Правильная направленность разума

2. Чистое общение

3. Решимость

Направленность разума это выбранная цель; общение же и решимость выступают энергией, которая наполняет цель силой.

1. Направленность разума.

Наша душа и наше тонкое тело всегда хотят счастья. Существует 3 основных качества души: сат-чит-ананда - вечность, знание и блаженство. Душа хочет счастья и знания о том, как его достичь. Этим и занимается разум: он получает из источников извне идею о счастье, которую передает уму и телу. Разум всегда привязан к источнику извне.

Источник извне также можно назвать целью. Таким образом, цель или источник, к которому привязан разум, передает человеку заряд счастья. Если цель теряется, человек теряет опору и вкус к жизни, теряется энтузиазм, истощаются жизненные силы. При наличии цели жизни, у человека всегда есть энергия и силы жить.

Итак, именно в разуме живет идея о счастье того или иного типа. Само счастье, к которому привязан разум, может быть боле  грубого, материального, или более тонкого, духовного характера. В результате концентрации на более грубом или более тонком  типе счастья получается более грубый (низкий) или более тонкий (высокий) уровень сознания. Давайте разберем подробнее типы направленности разума или вкусы счастья, к которому может привязываться разум.

- Концепция счастья, ведущая в духовный мир, звучит так: «Я хочу только одного: с любовью и преданностью, бескорыстно служить Верховной Личности Бога. Другого понимания счастья в этом мире для меня не существует».

- Концепция счастья, ведущая к благости и временному счастью в этом материальном мире, провозглашает: «Я хочу жить по высшим, божественным законам и хочу жить не для себя. Я вижу свое счастье в жизни по совести и ради всеобщего блага».

- Концепция счастья, ведущая к страсти и напряженной жизни, насыщенной взлетами и падениями, утверждает: «Прежде всего, надо самому стать счастливым. Нужно добиться в этом мире счастья для себя и своей семьи, все остальное — второстепенно. Добиваясь собственного счастья, я буду делать это честно, следуя справедливости и законам той страны, в которой живу».

- Концепция счастья, ведущая к деградации сознания, всевозможным трудностям и страданиям, звучит так: «Я хочу и буду счастливым. Буду наслаждаться, как мне вздумается, никто не сможет помешать мне в этом. Я не верю ни в какие нравственные законы. Для моих желаний нет рамок и границ; если кто-то встанет на моем пути, ему несдобровать».

Привязанность разума к цели жизни называется верой. Даже если человек считает, что он ни во что не верит, на самом деле он своей жизнью культивирует веру или в свое тело, или чувства, или ум, или разум, или дух. Часто вера бывает комбинированных видов. Есть хорошее изречение: «Вера определяется тем, куда идет человек, когда ему хорошо». Действительно, веру легко понять по поступкам человека, по тому, к чему привязаны его чувства.

Ловушка заключается в том, что самому себе человеку направить правильно разум в принципе невозможно, потому что это будет означать, что ум пытается управлять разумом. Мы говорили, что разум привязан именно к источнику извне.  Выбрав наиболее высокий источник из всех возможных и концентрируясь на нем, мы совершаем работу по развитию разума.

Лучше всего, если выбранный высокий источник счастья можно услышать. Звук на тонком плане связан с разумом, Буддхи, а также душой. Тело связано с  обонянием и вкусом, прана с осязанием, ум со зрением, разум же и душа – со звуком. «Вначале было слово», - говорится в Библии;  «Все мироздание происходит из звука АУМ», ­говорят Веды.­­­

Веды говорят о том, что если совсем нет сил работать над собой, сначала нужно ставить в доме духовную музыку, голоса святых, лекции; постепенно появятся силы посещать духовные места, получать правильное общение; затем появятся силы слушать духовного наставника и выполнять его наставления.

Итак, разум направляется в правильное русло, когда человек выбирает максимально высокую цель своей жизни и подкрепляет ее правильным слушанием.

2. Чистое общение

Оказывается, без правильного общения разум развиваться не может. Когда мы выбираем высокий источник счастья, это не значит, что мы делаем какое-то механическое действие, выполняем ритуалы, развиваем техники. Это означает, что мы развиваем настоящие, живые, любовные отношения. 

Секрет развития заключается в том, чтобы понять, что развитие - это любовные отношения. Даже развиваемся мы всегда для кого-то, а не для себя. Мы делаем это для близких людей, для всех живых существ, для своего наставника, для Бога. Когда же мы развиваемся в одиночестве, для себя - мы наталкиваемся на неожиданное препятствие: у нас сил хватает ровно настолько, сколько у нас есть благочестия, то есть отношений из прошлого. А дальше у нас нет сил, нет решимости и энтузиазма совершать поступки, развиваться.

Чтобы знание попало в разум, необходимо получить его из голоса святого или мудреца. Духовный звук меняет разум в сторону духовного прогресса. Духовный звук проистекает из духовного учителя, который передает ученику вместе со звуком силу практического знания. Для того, чтобы духовный звук достиг разума и духа, необходимо:

- обратиться к истинному духовному учителю;

- вопрошать и слушать его со смирением;

- служить ему.

Об этом говорится в Бхагават Гите: «Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души способны открыть тебе духовное знание, ибо сами они уже постигли его». Как огонь зажигается от огня, так и духовное знание передается от осознавшей себя души другой душе. Даже если мы захотели бы, скажем, просто увеличить благость в нашей жизни или благополучие в том или ином ее аспекте, нам нужно было бы смиренно слушать того человека, который уже достиг желаемого состояния и служить ему.

Можно сказать, что склонность прогрессировать или деградировать находится в прямой зависимости от этих двух факторов: направленности разума человека и чистоты его общения.

3. Решимость

Решимость меняться к лучшему зависит от ряда моментов. Помимо общения, послушания возвышенным личностям, цели жизни, веры, знания, которому следует человек, на его решимость также влияют:

- питание и режим дня;

- способности совершать благостные аскезы;

- желание совершать пожертвования;

- культивировать в себе молитвенное настроение.

Как мы видим, для того, чтобы знание проникало в разум, недостаточно читать книги и даже просто слушать наставника. Нужно также совершать действия по гармонизации образа жизни, а также совершать аскезы в благости.

Итак, если соединяются факторы правильной направленности разума, общения и решимости, возникают позитивные перемены в разуме. Правильные выводы в разуме всегда:

- приносят чувство радости в постижении этого знания;

- усиливают веру в справедливость мира;

- дают предельно ясное понимание философии этого знания;

- побуждают заниматься не только теорией, но и практикой самосовершенствования.

Если этого не происходит, значит, или знание воспринимается неправильно (без смирения, без внимательного слушания, без желания проверить его на практике), или это знание не является истинным. Истинное духовное знание всегда вызывает счастье и бескорыстное вдохновение, по крайней мере, у истинных его последователей.

На то, насколько легко удается менять развивать разум, влияет:

- Груз прошлой кармы.

Учитывая наши прошлые поступки и желания, 3 гуны материальной природы постоянно и неуклонно «загоняют» нас в определенные жизненные рамки. Так, например, если человек гордится своими пусть даже возвышенными познаниями, то он не сможет выйти из-под влияния гуны благости, чтобы достичь духовной платформы. Гуна страсти сковывает нас чрезмерной деятельностью и лишает свободного времени, столь необходимого для работы над собой. Гуна невежества удерживает человека с помощью обид, безумия, гнева и вожделения, которые ослепляют разум, мешая ему понять, что происходит на самом деле.

- Поставленная цель.

Говорится, что если выбрана наивысшая цель установления своих вечных отношений с Господом, то груз прошлой кармы возможно сжечь. Выбранная духовная цель автоматически выводит на духовную платформу, отменяя оковы кармы. Правильная цель может поменять все в нашей жизни.

 

 

 * Использованы материалы книги О.Г.Торсунова "Развитие разума".