Аскеза - это универсальный способ накопить энергию. Во всех Вселенных нет силы больше, чем сила аскезы.
Аскеза - это трудность, взятая на себя добровольно. Аскеза может быть в невежестве, страсти и благости. Аскезы в невежестве способны нанести вред окружающим либо тому, кто ее выполняет; аскеза в страсти исполнена гордости, спешки, неумеренности, не согласуется с обстоятельствами места и времени; аскеза в благости призвана преодолеть низшую природу человека, приносит благо людям и тому, кто ее держит.
Лишь аскеза в благости благоприятна. Аскеза в благости, поистине, приносит благочестие, как ничто иное. Все трудности и вершины жизни преодолеваются при помощи аскезы.
В священных писаниях, в жизнеописаниях святых и мудрецов прямо указывается на то, что нет иного способа преодолеть какую-либо проблему, чем аскеза. Нет также и иного способа достижения духовных вершин.
Если человек ощущает нехватку энергии, это означает, что он проявляет недостаточно аскетизма. Аскеза в благости всегда приводит к повышению энергетического уровня.
Все излишества, страсти тратят энергию очень быстро и интенсивно. Ограничивая выплеск энергии через страсти и инстинкты, мы позволяем энергии копиться и при помощи практик йоги, медитаций ее возможно поднять вверх, расширив таким образом сознание. Если же мы выбрасываем ее на чрезмерные удовольствия, мы ее лишаемся. Скажем, сегодня вы накопили от занятия хатха-йоги определенное количество энергии, а после этого съели плиту шоколада. И значит, вся энергия от практики ушла в удовольствие шоколадки, а не пошла в развитие или полезные действия, как могла бы.
Если возникает трудность, это означает, что существует равновеликая этой трудности аскеза, которую необходимо совершить. Скажем, у человека не ладятся отношения с родственниками: в этом случае соответствующей аскезой будет практика прощения, поклонов, благодарностей. Такие практики постепенно помогут вернуть добрые отношения. Или, молодой человек испытывает материальные затруднения. Его аскезой в благости станет труд, выполняемый с любовью для других людей. Мы знаем, что все блага жизни доступны лишь совершающему усилия, но часто забываем о том, что эти усилия должны быть как внешними, так и внутренними.
Мужчина в основном держит аскезу во внешнем мире, достигая успехов посредством дисциплины, самоконтроля, разумной деятельности, через труд. Для него важна аскеза взятия ответственности. Женщине, чаще всего, необходимо проявлять аскетизм во внутреннем мире, развивая такие качества, как доброта, милосердие, правдивость, верность, доброжелательность, мягкость характера и речи. Такие действия будут для обоих аскезой в благости. Аскезой в страсти станет излишняя внешняя аскетичность для женщины, скажем чересчур интенсивные физические и умственные нагрузки, излишняя дисциплинированность, граничащая с сухостью; для мужчин же аскезой в страсти будет чрезмерная расслабленность во внешней жизни и концентрация на своих эмоциях. Причиной такому положению вещей служит то, что подобные аскезы не соответствуют психической и физической природе тела мужчины и женщины, а значит, принципу места, времени и обстоятельств.
Выполняя свою собственную описанную выше аскезу, мужчина и женщина немедленно и значительно улучшают свою судьбу и решают многие проблемы. Для мужчины важен самоконтроль и ответственность, для женщины - умение выстраивать пространство любви вокруг. Такова их аскеза.
Для всех людей аскезой в благости на физическом уровне является выполнение режима дня, здоровый образ жизни, невероятно благоприятна аскеза занятий хатха-йогой; на уровне эмоций прощение, благодарность и доброжелательность; на уровне мыслей прекращение бесполезного внутреннего диалога и только светлые мысли; на духовном уровне - служение Богу и Богам, святым людям, наставникам и людям. Такой аскетизм необходимо проявлять в повседневной жизни для того, чтобы она проходила в позитивном ключе и чтобы позитивными были ее последствия.
Патриарх Кирилл сказал: "Аскеза - это вовсе не "жизнь в пещере" и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты". К этому же принципу пришел Будда, после 6 лет суровых аскез предавшийся срединному пути, пути умеренности во всем. Человек, способный проявлять аскетизм в повседневной жизни, то есть контролировать свои инстинкты, единственный имеет шанс к достойной жизни и достойному перевоплощению: известно, что злословник перевоплощается в змею, обжора в свинью и так далее. Хотя это и похоже на легенду или сказку, но на самом деле, таково реальное положение дел: ум и тело должны идеально соответствовать друг другу, и мы получаем тело, в котором можем воплотить вкус к жизни, развитый в жизни предыдущей.
Какой результат мы получим, не выполняя аскезы? Есть два варианта развития событий: либо судьба преподнесет нам подарок в виде страданий вынужденных, и тогда мы сможем немного очиститься и накопить благочестия; либо наше благочестие в этой жизни полностью сгорает и следующая жизнь будет не столь позитивной. Благочестие, накапливаемое при помощи аскезы, также называют тапасом, и оно действует как универсальный банк, из которого исходят все блага жизни (в ведах поделенные на 4 категории: материальное благополучие, здоровье, любовь и знания). Какой банк тапаса мы себе составляем сейчас, именно так и будем жить в ближайшем будущем.
Аскеза же в благости помогает возвыситься до более совершенных форм жизни; в ведические времена аскезу разрешалось выполнять только брахманам, так как было известно о могуществе аскезы, дающей многие преимущества и силы, в том числе мистические.
Итак, если кто-то пытался контролировать свои инстинкты, он знает, какое это непростое занятие. Все мы знаем об искусах, которым подвергали святых людей перед значительным духовным прорывом, и как нелегко им это давалось. Также известно о коварстве инстинктов и желаний: подавленные, они могут уйти в подсознание и разрастись там с еще большей силой.
Какие есть секреты пути аскетизма?
Веды раскрывают простой секрет аскетизма: контроль чувств начинается с контроля языка. Язык отвечает за вкус пищи и вкус речи. Согласитесь, проще контролировать принимаемую пищу и произносимую речь, чем возникающие мысли. С внешних вещей начинается контроль вещей внутренних. Сначала вы контролируете пищу, которую принимаете, останавливаясь только на способствующей здоровью и в умеренных количествах пище. Затем появляется возможность контролировать речь, избегая 4 пороков речи: сплетен и клеветы, лжи, болтливости, грубости. Речь должна быть правдивой и при этом не доставлять беспокойств окружающим. Говорить следует обдуманно и как можно меньше, предварительно ответив себе на вопрос, принесет ли моя речь благо? Лишь после контроля речи, появляется способность контролировать свои половые инстинкты. И лишь затем, мы можем держать под контролем свои мысли, свой ум. Повторение молитв, мантр - это одна из лучших аскез речи и ума.
Есть и еще секрет: невозможно отказаться от чего-либо, необходимо заменить чем-то другим. Например, не нужно отказываться от курения: стоит заменить, скажем, 5-минутной медитацией, а лучше здоровым образом жизни в целом. Злословие заменяется прославлением и так далее.
И, наконец, последнее и чрезвычайно важное обстоятельство: страсти имеют свойство передаваться от одного человека к другому, как и позитивные качества. Если вы хотите иметь какое-то качество характера, общайтесь с тем, кто его уже имеет. Мы берем сознание тех, с кем общаемся, и особенно кому служим, поклоняемся, делаем пожертвования. Очень сложно добиться аскетизма, не установив контакт с Богом и Богами, святыми, наставниками, единомышленниками.
Аскеза, направленная на гармоничное преодоление своих страстей, ведет к существенному духовному прорыву.